Читаю сейчас книгу про 1917 год "Застигнутые революцией: живые голоса очевидцев", Хелен Раппапорт. Книга написана по воспоминаниям, денвникам, письмам и прочим материалам, оставшимся от иностранцев, которые волей случая оказались в Петрограде во время события сначала февраля, а потом и октбяря 1917-го.
Начинается все за некоторое время до. Ну и потом по основным событиям. С описанием обстановки, настроений и всего прочего. Среди расказчиков журналисты и дипломаты, в основном. И это так интересно и жутко читать! Очень круто удалось передать вот это ощущение: что еще вчера народ ходил в театр на французскую комедию, а завтра на улицах стреляют.
Буквально пара недель прошла - а от прежней жизни остались одни обломки. И театр, в котором сидит пьяная солдатня и лузгает семечки. Гербы сбили, в стенах дыры. Вместо синего занавеса повесили черте что... В особняке Ксешинской - штаб Ленина. В зимнем саду - листовки, а в ванной - пустые бутылки и окурки ровным слоем. А фотография гостиницы "Астория"?! - Хрустальные люстры, ковер, на котором лужа крови, разбитая мебель, порванные драпировки. И стоит революционный матрос на карауле. Прямо нашествие варваров на Рим. Конец времен и все такое.
Вот, кстати, фото:
Мне всегда было сложно представить этот момент перехода. Вот вчера было одно - а завтра совершенно другое. И я знаю про предпосылки, нагнетание атмосферы... Все это понятно. И кстати отлично прописано в книге. Но блин. Переход между поездками на экипажах и в автомобилях на приемы и в театр и демонстрациями с красными флагами какой-то слишком нереальный. Словно слайд сменился.
Я с трудом представляю, каково было в этом жить. Даже тем, кто был изначально за революцию и реформы.