Работа работой, но время от времени надо работать
Минерва МакГоногалАвтор: Friyana
Минерва МакГонагалл
1. Штрихи к портрету.
Внешность и основные черты – Сатурнианский подтип Козерога.
Первое же, на что обращает внимание Гарри, увидев будущего декана – это ее высокий рост, худоба и строгость. У нее строгий голос, строгий взгляд и строгое выражение лица – бедолага Поттер даже мельком подумывает, что от этой дамы стоит держаться подальше. И то, и другое однозначно указывает на ее мощный Сатурн – Гарри от Сатурнианцев, которых в своем окружении интуитивно вычисляет сразу же, первым порывом всегда пытается отшарахнуться мгновенно и за милю. При первом же их приближении. Реакция провальной и осознанно отрицаемой планеты на выраженную (кстати, совершенно аналогично Рону с его больным Меркурием с самой первой встречи иррационально и категорически не понравилась Гермиона).
Минерва сдержанна, непреклонна и сурова в вопросах управления собственной подчиненной структурой, она с легкостью снимает баллы с провинившихся гриффиндорцев – впрочем, если с точки зрения разумности из проступка следует положительный результат, на наказание она забивает. Разумность перевешивает, как в случае назначения Поттера ловцом.
Да, Гарри нарушил прямое указание и не подчинился правилам – но правила для Минервы теряют смысл, если именно их нарушение приводит к более высоко стоящей цели, чем дисциплина. А цели у нее есть – выигрыш кубка школы важнее воспитания первокурсников. Минерва, на первый взгляд, попросту амбициозна, но именно тут и есть некоторый нюанс.
Она декан и воспитатель, но по большому счету не способна находить к собственным ученикам индивидуальный подход и хоть как-то достукиваться до их душ. Все до единой ее попытки объяснить Поттеру, что почем и как себя надо вести, явились по факту сливом сил в пустоту: Гарри даже не дрогнул, не то что – не начал сомневаться в собственной точке зрения. Раз за разом, пытаясь быть не только руководителем факультета, но и его «мамой», МакГонагалл терпит фиаско. Луна отсутствует – Минерва даже не чувствует, что ее внушения ни до кого не доходят, как и не чувствует изначального настроя собеседника. Ученики реагируют на Сатурн, подчиняясь внешне и произнося нужные слова, но совершенно спокойно бедокурят за ее спиной.
Чего МакГонагалл не понимает ровно до тех пор, пока не уткнется в безобразие носом. И ее реакция в этом случае тоже указывает на провальную Луну – и заодно негативно стоящий Юпитер – она впадает в паническое негодование. Она разочарована, бьет Сатурном (наказывает) и напирает на превосходящие ее саму авторитеты.
Ее попытки вызвать чувство вины упоминанием имен Дамблдора или иных значимых персон для провинившегося, вплоть до родителей – следствие неумения обращаться с Юпитерианскими ситуациями и работать на этих энергиях.
Последний штрих в портрете Минервы – отчетливо выглядывающий из-за Сатурна качественно проработанный Марс. При всей своей сдержанности и манере, чуть что, выразительно сдвигать брови, МакГонагалл не раз «рявкает» так, что окружающие дружно вздрагивают – при этом даже толком не выходя из себя, а через секунду снова переключаясь на холодный суровый тон. Очевидно, что Минерва, в отличие от многих других преподавателей – не сухой теоретик, в ней отсутствует необоснованный страх перед активными действиями и именно она бросается грудью под палочки, получая в ответ пучок проклятий, когда Амбридж и Ко пытаются посреди ночи выставить из школы Хагрида. Минерву здесь, как и во многих других случаях, подводят необоснованная вера в собственный авторитет (провальный Юпитер) и неприменимые к данным противникам понятия о порядочности в правилах ведения боя (провальная Луна).
Марс плюс Сатурн за минусом Луны и Юпитера – Козерог.
2. Размышления на тему
Как любой четкий Козерог, МакГонагалл – создание преданное и исполнительное, но по природе своей подневольное. Она отлично чувствует себя, находясь на своем месте и выполняя возложенные на нее функции руководства системой, но вся ее четкость тут же смажется, потеряв опору, как только «сверху» не останется никого.
Козерогу, повторюсь, крайне сложно занимать лидирующую позицию там, где требуется не просто оперативное управление, но еще и авторитетная (основанная на личном авторитете) власть – он тут же скатывается в авторитарность, эту особенность за собой признавая и потому подобных ситуаций в глубине души тихо побаиваясь. Минерву можно поставить во главе Хогвартса и Ордена Феникса – только бедные после этого и школа, и Орден.
Она – не идеолог, в ней нет способности ни разбираться в людях, ни понимать, куда и к каким горизонтам следует всю эту подчиненную тебе толпу зачем-то вести. Минерва способна делать все это, опираясь на авторитет уже умершего Дамблдора и пытаясь следовать его целям, продолжать его линию, но, во-первых, недолго, а во-вторых – не лучшим образом. В любом случае, она так или иначе окажется в той же ловушке, что и Риддл, и, скорее всего, попытается рано или поздно либо сбежать от навязанной роли, либо прицепить к себе любого выраженного Юпитерианца. Пусть даже в качестве серого кардинала.
А Юпитерианцев в округе не так уж и много.
С другой стороны – формально Минерва способна возглавить хоть школу, хоть Орден, если в расчет брать довольно узкий отрезок времени. Но – именно формально, а не, опять же, идеологически. Ее талантов хватит, чтобы удерживать систему в заданных рамках, но не более – при ней Хогвартс имеет все шансы превратиться в жесткое консервативное болото, растеряв все свои воспитательные аспекты и оставив только муштрующие. Максимум, на который способна МакГонагалл, как Козерог – это превратить школу в образчик закрытой английской «казармы тюремного типа» для подростков с жесткой системой Сатурнианского контроля и ограничения.
Что по-своему тоже не бессмысленно, но далековато от того населенного хаотичными привидениями волшебного Хогвартса с чудачком-Дамблдором, который увидел Гарри, попав туда впервые.
Совершенно очевидно, что такой Козерог, как Минерва, все решения, выходящие за рамки штатных ситуаций, должна всю дорогу согласовывать с Альбусом – она в принципе не настолько некритична по отношению к самой себе, чтобы заниматься тем, чего не понимает. А как поступать там, где требуется оказать именно воспитательный эффект, она, с ее-то Юпитером, не понимает совершенно точно. Минерва – проводник чужих идей и касающихся человеческого фактора решений, она – качественное подспорье, исполнительная правая рука для Юпитерианца Дамблдора, но никак не самостоятельная фигура. Неудивительно, что система ценностей именно Гриффиндора, находящегося под патронажем Минервы, от и до совпадает с той, которая нужна Альбусу.
Каждый раз, когда Альбуса нет рядом, ситуация выходит из-под контроля, а действовать необходимо немедленно, в МакГонагалл включаются Марс и Сатурн, перешибая задачей «как правильно поступить прямо сейчас» задачу «а куда прийти-то в итоге надо». Она бросается под палочки, протестуя против произвола Амбридж, тогда как Юпитерианец на ее месте полез бы не со строгими криками и возмущением, а с влиятельным располагающим выражением лица и заставил перетрясти все разрешающие бумажки, оттягивая время. Или – что даже более вероятно – сам бы озаботился наличием нужных бумажек.
А в случае невозможности озаботиться ими или бессмысленности попыток диалога попросту не полез бы на амбразуры, позволив новой власти сбить с поля по большому счету непринципиальную пешку по имени Хагрид и обдумывая тем временем следующий ход. Минерва же не стратег, поскольку, во-первых, находясь внутри ситуации, не видит ввиду отсутствия линии Юпитера полной картины, а, во-вторых, имеет не настолько мощный Сатурн, чтобы предусмотрительно, еще находясь снаружи, задавить эту же самую ситуацию логикой и многомерным подсчетом.
Да, тот факт, что Минерва – Сатурнианка, отрицать глупо и бессмысленно. Но ее Сатурн совершенно точно не дотягивает до уровня проработки, скажем, Сатурна Снейпа (и даже до Сатурна бабушки Невилла). МакГонагалл позволяет себе и улыбки, и легкомысленные жесты (именно жесты, а не поступки), и, в конце концов, ее анимагическая форма – кошка. Свободолюбивое самодостаточное создание, гуляющее само по себе.
Ни один Сатурнианец высокого уровня не станет искать возможности «расслабиться» или «побыть просто человеком» – для него это уже приравнено к понятию «терять время», да и просто выпало из системы ценностей. Минерва же временами позволяет себе хихикать, а своим подопечным – нарушать правила, если, напомню, результат приводит к более высоко стоящей цели. Сатурн здесь силен, но не проработан – и даже тот факт, что декан Гриффиндора со стороны выглядит, как суровая старая дева, не гарантирует того, что МакГонагалл именно ею и является. Высокая Сатурнианка – являлась бы почти наверняка. Аскетизм просто заложен в их природе.
Само наличие иерархии целей и задач Козерогу, конечно, свойственно, но ни один сильный Сатурнианец не станет ни ради какой цели поощрять нарушение правил теми, за поддержание порядка среди кого он отвечает. Либо Минерва здесь выполняет конкретное распоряжение «не давить на Поттера» (что маловероятно, судя по ее живым реакциям), либо провальный Юпитер вступает в ход и вынуждает куда сильнее хотеть видеть кубок школы в своем кабинете, чем отлаженную систему правил под своим руководством и бесперебойно крутящиеся в ней шестеренки – учеников.
Козерог высокого уровня не выпустит свой Юпитер из-под контроля никогда и ни за что – а от ситуаций, в которых это возможно, будет сбегать с быстротой молнии. Либо терпеть их, сжав зубы и раскачивая собственный Сатурн, по возможности заменяя его строгостью и требовательностью Юпитерианское доверие и широту души (Снейп). Минерва же падка на атрибуты, демонстрирующие, что «моя система лучше вашей», и за перспективу получить кубок школы с легкостью прощает Поттеру то, за что из школы было обещано исключать.
Подобная непоследовательность для Сатурнианца – уже признак недостаточной проработки. МакГонагалл – яркий «середнячок», способный на многое под доброжелательным и четким руководством, когда правильный человек страхует ее в нужный момент в скользких ситуациях, выдавая ЦУ и поглаживая по голове за исполнительность, но она – не лидер и не ведущая фигура. Она не руководит Гриффиндором – она всего лишь добросовестно ведет его к тем целям, которые определяет положительно относящийся лично к ней (проблема Луны в изгнании) Юпитерианец, чьи заявленные цели совпадают с системой ценностей самой Минервы (таки наличествующий Сатурн).
Если же говорить о перспективах, то, исходя из планетарного портрета и видимых в каноне уровней его проработки, в образовавшемся после смерти Дамблдора раскладе из МакГонагалл получилась бы куда более сильная фигура бесстрашного воина и бойца, чем руководителя высокого ранга. Уж лучше жить по экзальтированной планете (Марсу), чем по падающей (Юпитеру) – если жить по планете в обители (Сатурну) ситуация все равно больше не позволит.
Сибилла ТрелониАвтор: Friyana
Сибилла Трелони
1. Штрихи к портрету.
Внешность и основные черты – Нептунианский подтип Рыбы.
Профессор Трелони – одна из немногих профессоров Хогвартса, к кому подобное звание, может быть, и подходит, но окружающими произносится почти всегда с оттенком сарказма. Сибилла неуклюжа и неповоротлива при всей своей истерической худобе, она с трудом вписывается в рамки заданного пространства, то и дело натыкаясь на выступающие отовсюду углы, не выносит яркого света и избегает окружающего мира, прячась от него в своей башне.
Ее дар – прорицание – уже указывает на мощно стоящий Нептун, и внешность вкупе с образом жизни только дополняет картину. Как все яркие Нептунианцы, Трелони слишком далека от людей, чтобы адекватно их воспринимать и находить с ними общий язык, да и вообще не близка к понятию «социальная адаптированность».
Еще одно косвенное указание на присутствие линии Нептуна – это тихий алкоголизм Сибиллы, набирающий обороты, пока дама живет в собственном добровольном заточении, в одиночестве. Не каждый алкоголик – Нептунианец, но каждый Нептунианец, чья связь с тонким миром сильнее способности (или желания) эту связь переварить – наркоман или алкоголик. Причем именно такого типа – тихо сам с собою и в одиночестве.
Сибилла не способна поддерживать внятную беседу о собственном даре и не выносит критически настроенных учеников, с ходу перешибая их попытки посмотреть на прорицание логически заявлениями из разряда: «Вам, к сожалению, не дано!». Ее первый же диалог с Гермионой тому типичный пример.
Фраза характерна во многом – во-первых, с ней невозможно спорить, потому что игра тут же переводится с Меркурианского поля логических связок и выводов на бесформенное и невыражаемое понятиями поле Нептуна, где никто, кроме самой Трелони, толком играть не способен. А, во-вторых – и это с ходу указывает на Рыбу – натыкаясь на негатив со стороны тех, кто стоит ниже ее по социальной лестнице, Сибилла не раздражается и не впадает в агрессию. Она жалеет того, кому не дано постичь величие и тонкость Нептунианских вибраций.
Для неразвитой Рыбы – не самая редкая форма гордыни.
Косвенными подтверждениями Рыбьей натуры Трелони становятся ее тотальная бездомность (ей, в ее далеко уже не юном возрасте, все еще некуда уходить из Хогвартса) и ситуация, в которой она годами вынуждена, фактически, полагаться на милость Дамблдора. Зависимость от чужого желания помогать и поддерживать, помноженная не неспособность выстроить собственный комфорт самостоятельно – еще один признак Рыбы.
Провальный Меркурий, создающий Сибилле сложности с вербальным общением и фактически перекрывающий для нее возможность когда-нибудь найти общий язык хоть с кем-нибудь, кто не согласен впихивать себя в Нептунианские рамки – не единственная проблема Трелони. Отсутствие социальной адаптированности, неумение чувствовать задачи, проблемы и заботы окружающих при всей неизбежно наличествующей в Сибилле Нептунианской эмпатии, неспособность разрулить отношения с властями, даже когда это уже просто необходимо ситуативно (Амбридж) – все это указывает на негативное стояние Юпитера. При том, что Юпитер Трелони однозначно включен, и включен сильно – она амбициозна, любит напирать на свой род и его наследие, негатива от именно вышестоящих лиц уже категорически не выносит, тут же впадая в панику (при отрицательном Юпитере реакция не разделялась бы в зависимости от социального статуса нападающего).
Типичный пример сильной, но негативно проявляемой планеты.
Нептун плюс Юпитер минус Меркурий – это снова Рыба.
2. Размышления на тему
Не вызывает сомнений факт, что Трелони действительно обладает способностью к прорицанию – в каноне наличествуют как минимум два произнесенных ею пророчества, причем как минимум одно из них – сделанное при Гарри перед побегом Питера – совершенно точно сбылось.
Примечательно, что Сибилла не помнит слов, которые говорит во время транса, как и вообще не помнит, что говорила хоть что-либо. С одной стороны, это только подтверждает силу включенности ее Нептуна – нужно иметь ну очень раскачанную высшую планету, чтобы напрямую являться проводником ее энергий. С другой стороны – это же указывает и на то, что сила здесь перевешивает и готовность, и желание эту самую силу принимать. Любая пифия вещает куда спокойнее, и мозги у нее при этом не отключаются – пусть и, естественно, не влияют на происходящее в момент транса.
Трелони выворачивается наизнанку все шесть описанных лет, пытаясь доказать, что действительно обладает хоть какой-то разновидностью дара предвидения – что, кстати, тоже подтверждает сложность стояния ее Юпитера. При нормальном, адекватном развитии этой планеты тот факт, насколько социум принимает или отвергает Сибиллу в качестве пророчицы, ей был бы глубочайше до факела. Нептун подобного размаха в любом случае подразумевает отрыв от социальных стандартов – невозможно иметь столь сильную связь с тонким миром, что аж время от времени схватывать оттуда потоки информации, и при этом вписываться в мир людей. Но и, имея эту самую связь, не совсем последовательно продолжать на людей оглядываться.
Проработка Юпитера дала бы Трелони хоть какую-то широту взглядов и некоторый пофигизм души в вопросах взаимоотношений с окружающим миром – но проработать Юпитер по определению невозможно, если живешь, запершись в башне и избегая даже коллег. Это – планета социума, и в одиночку она в принципе не прорабатывается. И поэтому по каждой провокации – а то и в ее отсутствие, просто так – Сибилла срывается на доказательства.
Доказательства же – это недоступная ей Меркурианская сфера, противоречащая энергетике Нептуна. Грубо говоря, давя на Нептунианца логикой и требуя от него подтверждения наличия связи с потусторонними энергиями, можно добиться только того, что связь неминуемо начнет истончаться – а сам проводник, который в любом случае ощутит это первым, впадет в панику.
Поведение Трелони в пятой книге очень типично для Нептунианки в ее ситуации. Она на самом деле не способна адекватно играть на Меркурианском поле доказательств и слов – и она действительно все сильнее пугается, чувствуя, как под давлением вышестоящего лица (все тот же непроработанный Юпитер) постепенно уходит и единственная доступная ей сила Нептуна. Резко увеличившийся темп и без того набирающего обороты женского алкоголизма тому ярчайшее доказательство – именно потому, повторюсь, что алкоголь и наркотики являются одним из немногих доступных человеку способов перекинуть мостик в тонкие слои мира. Вот только мостик ведет уже не совсем туда, да и бродит по нему не совсем то, что ожидалось.
Обычно люди с выключенным, слабым или отсутствующим Нептуном, «принимая на грудь», от реальности толком не отрываются – всего лишь начинают видеть вместо нее иллюзию, то самозабвенно пряча под ее светом собственные ошибки, то разглядывая преувеличенно выпятившиеся чужие. Да, иногда при этом иллюзорное зрелище оказывается настолько приятней реального, что человек постепенно приобретает привычку «заливать глаза» и под это дело заглядывать на себя и окружающих с более привлекательной для него стороны все чаще и чаще. Это – бытовое пьянство, к описываемой ситуации отношения не имеющее.
Алкоголизм Нептунианцев – процесс совершенно иной, и имеет другие последствия. Наличие выраженной линии Нептуна – уже само по себе мостик в потусторонние слои мира, и главная его особенность в том, что проход открывается дискретно и только с одной стороны. И эта сторона – не рядом с человеком.
То есть, сам Нептунианец уровня действующего пророка не контролирует собственные пророчества – ни их суть, ни время наступления – никоим образом. Частота включения связи с уровнем также не связана и зависеть от человека не может – из двух совершенно одинаковых по степени проявленности Нептуна пророков один может выдавать «сообщения сверху» трижды в день после еды, а второй – один раз за все годы своего сознательного существования. А вот жизнь, оторванную от социальных стандартов, неспособность вписаться в человеческое общество и, по сути, фатальное одиночество на полную катушку получат оба.
Правда, в случае хотя бы минимальной проработки Юпитера им будет на это глубоко положить. Но Трелони явно не относится к числу существ, склонных заниматься своими проблемами и время от времени для разнообразия делать попытки их еще и решать. Она предпочитает бегство.
Бегство – и все те же доказательства, то социуму, то самой себе, что действительно является пророком. И то, и другое выливается опять же в пресловутый алкоголизм.
Человеческая психика, как уже говорилось в разборах выше, не предназначена для адекватного функционирования на энергетике высших планет. Полноценно включившийся Уран, Нептун или Плутон изначально отрывает человека от реальности – можно сказать, просто отшвыривает напрочь, каждый в свою сторону и для своей цели. Бегать от того, чем являешься и для чего родился – с точки зрения астрологии процесс мало того что бессмысленный, так еще и губительный, калечащий и личность, и путь ее развития. Плюс – еще есть такой момент, как зависимость цены ошибки от уровня развития, из серии «кому больше дано, с того больше и спросится».
Трелони дано очень многое – Нептунианцев в мире достаточно, а пророков все равно единицы, да и то – большинство из них лишь пыжатся изображать то, чем по факту совсем не являются. Все, что по большому счету требуется от Сибиллы – это принять собственный Нептун, то есть связь с тонким миром, и перестать его так бояться.
Тот факт, что она боится, несомненен. Прыгая через голову в попытках доказать, что она на самом деле в прорицании профи и владеет этим искусством отменно (тут можно вспомнить ее поведение на первом уроке у Гарри или реакцию на уход Гермионы) профессор Трелони все равно в упор не желает признавать того факта, что тонкий мир уже давно вцепился в нее всеми ложноножками и способен проникнуть в ее странную голову в любую секунду.
Запивая хересом вечера, она, как любой алкоголик, пытается затереть иллюзией малоприятную реальность, причем сразу с двух сторон – и отмахнуться от того, что у нее бывают пугающие видения, а на мир смотреть, «как люди», не получается, и от того, что она не уверена в себе, как в прорицателе. Вообще, сложная жизнь у женщины – не так-то просто годами отрицать и собственную сущность, и свою в ней же неуверенность. Искренне хотеть и быть «качественным пророком», и не быть пророком вообще – и все это одновременно. От такого даже с нормальной головой можно крышей подвинуться, что уж говорить о голове Нептунианки Трелони.
Кстати, именно хересом она – в том числе – свою ценность, как пророчицы, всю дорогу медленно и последовательно губит. Нептун передает информацию из тонкого мира не обязательно в прямом словесном виде – нередко это образы, ощущения или сумбурные откровения, окончательную форму которым уже потом придает сам подвешенный на контакт человек. Среди Нептунианцев немало людей искусства, пытающихся выразить полученную информацию музыкой, стихами, картинами или игрой на сцене – и именно поэтому среди всех этих «шоуменов» так распространен алкоголизм или наркомания. Ускользающее чувство потенциальной потери контакта пугает, жизнь в социуме сложна и почти всегда сопряжена с трудностями – и человек раз за разом создает себе транс искусственно, пытаясь вытянуть оттуда еще капельку «вдохновения» (хотя это вовсе не оно) или убежать таким образом от проблем грубой реальности.
Почти всегда итогом становится либо некролог в газете, повествующий о самоубийстве очередной «звезды» – либо клиника для наркоманов после неудачной попытки окончательно шагнуть в тонкий мир. После клиники контакт восстанавливается всегда – мощно стоящий Нептун не загробишь даже прямыми попытками разорвать связь с высокими слоями тонкого мира, свалившись в низшие (а алкоголь и наркотики делают именно это) – но почти никогда не восстанавливается способность придавать откровениям понятную социуму форму. Исключения, когда они вдруг случаются, вызывают желание снять перед ними шляпу – настолько велики сложности, с которыми сопряжен возврат на исходную точку.
И именно поэтому Трелони – один из наиболее жалких персонажей канона при всем ее огромном потенциале. Или, может быть, как раз в связи с наличием потенциала. Отрицание обеих включенных планет (Юпитера и Нептуна), отрицание и нежелание заниматься проработкой негативно стоящего Меркурия, плюс отрицание, что называется, самого факта отрицания. Поневоле сопьешься.
Минерва МакГонагалл
1. Штрихи к портрету.
Внешность и основные черты – Сатурнианский подтип Козерога.
Первое же, на что обращает внимание Гарри, увидев будущего декана – это ее высокий рост, худоба и строгость. У нее строгий голос, строгий взгляд и строгое выражение лица – бедолага Поттер даже мельком подумывает, что от этой дамы стоит держаться подальше. И то, и другое однозначно указывает на ее мощный Сатурн – Гарри от Сатурнианцев, которых в своем окружении интуитивно вычисляет сразу же, первым порывом всегда пытается отшарахнуться мгновенно и за милю. При первом же их приближении. Реакция провальной и осознанно отрицаемой планеты на выраженную (кстати, совершенно аналогично Рону с его больным Меркурием с самой первой встречи иррационально и категорически не понравилась Гермиона).
Минерва сдержанна, непреклонна и сурова в вопросах управления собственной подчиненной структурой, она с легкостью снимает баллы с провинившихся гриффиндорцев – впрочем, если с точки зрения разумности из проступка следует положительный результат, на наказание она забивает. Разумность перевешивает, как в случае назначения Поттера ловцом.
Да, Гарри нарушил прямое указание и не подчинился правилам – но правила для Минервы теряют смысл, если именно их нарушение приводит к более высоко стоящей цели, чем дисциплина. А цели у нее есть – выигрыш кубка школы важнее воспитания первокурсников. Минерва, на первый взгляд, попросту амбициозна, но именно тут и есть некоторый нюанс.
Она декан и воспитатель, но по большому счету не способна находить к собственным ученикам индивидуальный подход и хоть как-то достукиваться до их душ. Все до единой ее попытки объяснить Поттеру, что почем и как себя надо вести, явились по факту сливом сил в пустоту: Гарри даже не дрогнул, не то что – не начал сомневаться в собственной точке зрения. Раз за разом, пытаясь быть не только руководителем факультета, но и его «мамой», МакГонагалл терпит фиаско. Луна отсутствует – Минерва даже не чувствует, что ее внушения ни до кого не доходят, как и не чувствует изначального настроя собеседника. Ученики реагируют на Сатурн, подчиняясь внешне и произнося нужные слова, но совершенно спокойно бедокурят за ее спиной.
Чего МакГонагалл не понимает ровно до тех пор, пока не уткнется в безобразие носом. И ее реакция в этом случае тоже указывает на провальную Луну – и заодно негативно стоящий Юпитер – она впадает в паническое негодование. Она разочарована, бьет Сатурном (наказывает) и напирает на превосходящие ее саму авторитеты.
Ее попытки вызвать чувство вины упоминанием имен Дамблдора или иных значимых персон для провинившегося, вплоть до родителей – следствие неумения обращаться с Юпитерианскими ситуациями и работать на этих энергиях.
Последний штрих в портрете Минервы – отчетливо выглядывающий из-за Сатурна качественно проработанный Марс. При всей своей сдержанности и манере, чуть что, выразительно сдвигать брови, МакГонагалл не раз «рявкает» так, что окружающие дружно вздрагивают – при этом даже толком не выходя из себя, а через секунду снова переключаясь на холодный суровый тон. Очевидно, что Минерва, в отличие от многих других преподавателей – не сухой теоретик, в ней отсутствует необоснованный страх перед активными действиями и именно она бросается грудью под палочки, получая в ответ пучок проклятий, когда Амбридж и Ко пытаются посреди ночи выставить из школы Хагрида. Минерву здесь, как и во многих других случаях, подводят необоснованная вера в собственный авторитет (провальный Юпитер) и неприменимые к данным противникам понятия о порядочности в правилах ведения боя (провальная Луна).
Марс плюс Сатурн за минусом Луны и Юпитера – Козерог.
2. Размышления на тему
Как любой четкий Козерог, МакГонагалл – создание преданное и исполнительное, но по природе своей подневольное. Она отлично чувствует себя, находясь на своем месте и выполняя возложенные на нее функции руководства системой, но вся ее четкость тут же смажется, потеряв опору, как только «сверху» не останется никого.
Козерогу, повторюсь, крайне сложно занимать лидирующую позицию там, где требуется не просто оперативное управление, но еще и авторитетная (основанная на личном авторитете) власть – он тут же скатывается в авторитарность, эту особенность за собой признавая и потому подобных ситуаций в глубине души тихо побаиваясь. Минерву можно поставить во главе Хогвартса и Ордена Феникса – только бедные после этого и школа, и Орден.
Она – не идеолог, в ней нет способности ни разбираться в людях, ни понимать, куда и к каким горизонтам следует всю эту подчиненную тебе толпу зачем-то вести. Минерва способна делать все это, опираясь на авторитет уже умершего Дамблдора и пытаясь следовать его целям, продолжать его линию, но, во-первых, недолго, а во-вторых – не лучшим образом. В любом случае, она так или иначе окажется в той же ловушке, что и Риддл, и, скорее всего, попытается рано или поздно либо сбежать от навязанной роли, либо прицепить к себе любого выраженного Юпитерианца. Пусть даже в качестве серого кардинала.
А Юпитерианцев в округе не так уж и много.
С другой стороны – формально Минерва способна возглавить хоть школу, хоть Орден, если в расчет брать довольно узкий отрезок времени. Но – именно формально, а не, опять же, идеологически. Ее талантов хватит, чтобы удерживать систему в заданных рамках, но не более – при ней Хогвартс имеет все шансы превратиться в жесткое консервативное болото, растеряв все свои воспитательные аспекты и оставив только муштрующие. Максимум, на который способна МакГонагалл, как Козерог – это превратить школу в образчик закрытой английской «казармы тюремного типа» для подростков с жесткой системой Сатурнианского контроля и ограничения.
Что по-своему тоже не бессмысленно, но далековато от того населенного хаотичными привидениями волшебного Хогвартса с чудачком-Дамблдором, который увидел Гарри, попав туда впервые.
Совершенно очевидно, что такой Козерог, как Минерва, все решения, выходящие за рамки штатных ситуаций, должна всю дорогу согласовывать с Альбусом – она в принципе не настолько некритична по отношению к самой себе, чтобы заниматься тем, чего не понимает. А как поступать там, где требуется оказать именно воспитательный эффект, она, с ее-то Юпитером, не понимает совершенно точно. Минерва – проводник чужих идей и касающихся человеческого фактора решений, она – качественное подспорье, исполнительная правая рука для Юпитерианца Дамблдора, но никак не самостоятельная фигура. Неудивительно, что система ценностей именно Гриффиндора, находящегося под патронажем Минервы, от и до совпадает с той, которая нужна Альбусу.
Каждый раз, когда Альбуса нет рядом, ситуация выходит из-под контроля, а действовать необходимо немедленно, в МакГонагалл включаются Марс и Сатурн, перешибая задачей «как правильно поступить прямо сейчас» задачу «а куда прийти-то в итоге надо». Она бросается под палочки, протестуя против произвола Амбридж, тогда как Юпитерианец на ее месте полез бы не со строгими криками и возмущением, а с влиятельным располагающим выражением лица и заставил перетрясти все разрешающие бумажки, оттягивая время. Или – что даже более вероятно – сам бы озаботился наличием нужных бумажек.
А в случае невозможности озаботиться ими или бессмысленности попыток диалога попросту не полез бы на амбразуры, позволив новой власти сбить с поля по большому счету непринципиальную пешку по имени Хагрид и обдумывая тем временем следующий ход. Минерва же не стратег, поскольку, во-первых, находясь внутри ситуации, не видит ввиду отсутствия линии Юпитера полной картины, а, во-вторых, имеет не настолько мощный Сатурн, чтобы предусмотрительно, еще находясь снаружи, задавить эту же самую ситуацию логикой и многомерным подсчетом.
Да, тот факт, что Минерва – Сатурнианка, отрицать глупо и бессмысленно. Но ее Сатурн совершенно точно не дотягивает до уровня проработки, скажем, Сатурна Снейпа (и даже до Сатурна бабушки Невилла). МакГонагалл позволяет себе и улыбки, и легкомысленные жесты (именно жесты, а не поступки), и, в конце концов, ее анимагическая форма – кошка. Свободолюбивое самодостаточное создание, гуляющее само по себе.
Ни один Сатурнианец высокого уровня не станет искать возможности «расслабиться» или «побыть просто человеком» – для него это уже приравнено к понятию «терять время», да и просто выпало из системы ценностей. Минерва же временами позволяет себе хихикать, а своим подопечным – нарушать правила, если, напомню, результат приводит к более высоко стоящей цели. Сатурн здесь силен, но не проработан – и даже тот факт, что декан Гриффиндора со стороны выглядит, как суровая старая дева, не гарантирует того, что МакГонагалл именно ею и является. Высокая Сатурнианка – являлась бы почти наверняка. Аскетизм просто заложен в их природе.
Само наличие иерархии целей и задач Козерогу, конечно, свойственно, но ни один сильный Сатурнианец не станет ни ради какой цели поощрять нарушение правил теми, за поддержание порядка среди кого он отвечает. Либо Минерва здесь выполняет конкретное распоряжение «не давить на Поттера» (что маловероятно, судя по ее живым реакциям), либо провальный Юпитер вступает в ход и вынуждает куда сильнее хотеть видеть кубок школы в своем кабинете, чем отлаженную систему правил под своим руководством и бесперебойно крутящиеся в ней шестеренки – учеников.
Козерог высокого уровня не выпустит свой Юпитер из-под контроля никогда и ни за что – а от ситуаций, в которых это возможно, будет сбегать с быстротой молнии. Либо терпеть их, сжав зубы и раскачивая собственный Сатурн, по возможности заменяя его строгостью и требовательностью Юпитерианское доверие и широту души (Снейп). Минерва же падка на атрибуты, демонстрирующие, что «моя система лучше вашей», и за перспективу получить кубок школы с легкостью прощает Поттеру то, за что из школы было обещано исключать.
Подобная непоследовательность для Сатурнианца – уже признак недостаточной проработки. МакГонагалл – яркий «середнячок», способный на многое под доброжелательным и четким руководством, когда правильный человек страхует ее в нужный момент в скользких ситуациях, выдавая ЦУ и поглаживая по голове за исполнительность, но она – не лидер и не ведущая фигура. Она не руководит Гриффиндором – она всего лишь добросовестно ведет его к тем целям, которые определяет положительно относящийся лично к ней (проблема Луны в изгнании) Юпитерианец, чьи заявленные цели совпадают с системой ценностей самой Минервы (таки наличествующий Сатурн).
Если же говорить о перспективах, то, исходя из планетарного портрета и видимых в каноне уровней его проработки, в образовавшемся после смерти Дамблдора раскладе из МакГонагалл получилась бы куда более сильная фигура бесстрашного воина и бойца, чем руководителя высокого ранга. Уж лучше жить по экзальтированной планете (Марсу), чем по падающей (Юпитеру) – если жить по планете в обители (Сатурну) ситуация все равно больше не позволит.
Сибилла ТрелониАвтор: Friyana
Сибилла Трелони
1. Штрихи к портрету.
Внешность и основные черты – Нептунианский подтип Рыбы.
Профессор Трелони – одна из немногих профессоров Хогвартса, к кому подобное звание, может быть, и подходит, но окружающими произносится почти всегда с оттенком сарказма. Сибилла неуклюжа и неповоротлива при всей своей истерической худобе, она с трудом вписывается в рамки заданного пространства, то и дело натыкаясь на выступающие отовсюду углы, не выносит яркого света и избегает окружающего мира, прячась от него в своей башне.
Ее дар – прорицание – уже указывает на мощно стоящий Нептун, и внешность вкупе с образом жизни только дополняет картину. Как все яркие Нептунианцы, Трелони слишком далека от людей, чтобы адекватно их воспринимать и находить с ними общий язык, да и вообще не близка к понятию «социальная адаптированность».
Еще одно косвенное указание на присутствие линии Нептуна – это тихий алкоголизм Сибиллы, набирающий обороты, пока дама живет в собственном добровольном заточении, в одиночестве. Не каждый алкоголик – Нептунианец, но каждый Нептунианец, чья связь с тонким миром сильнее способности (или желания) эту связь переварить – наркоман или алкоголик. Причем именно такого типа – тихо сам с собою и в одиночестве.
Сибилла не способна поддерживать внятную беседу о собственном даре и не выносит критически настроенных учеников, с ходу перешибая их попытки посмотреть на прорицание логически заявлениями из разряда: «Вам, к сожалению, не дано!». Ее первый же диалог с Гермионой тому типичный пример.
Фраза характерна во многом – во-первых, с ней невозможно спорить, потому что игра тут же переводится с Меркурианского поля логических связок и выводов на бесформенное и невыражаемое понятиями поле Нептуна, где никто, кроме самой Трелони, толком играть не способен. А, во-вторых – и это с ходу указывает на Рыбу – натыкаясь на негатив со стороны тех, кто стоит ниже ее по социальной лестнице, Сибилла не раздражается и не впадает в агрессию. Она жалеет того, кому не дано постичь величие и тонкость Нептунианских вибраций.
Для неразвитой Рыбы – не самая редкая форма гордыни.
Косвенными подтверждениями Рыбьей натуры Трелони становятся ее тотальная бездомность (ей, в ее далеко уже не юном возрасте, все еще некуда уходить из Хогвартса) и ситуация, в которой она годами вынуждена, фактически, полагаться на милость Дамблдора. Зависимость от чужого желания помогать и поддерживать, помноженная не неспособность выстроить собственный комфорт самостоятельно – еще один признак Рыбы.
Провальный Меркурий, создающий Сибилле сложности с вербальным общением и фактически перекрывающий для нее возможность когда-нибудь найти общий язык хоть с кем-нибудь, кто не согласен впихивать себя в Нептунианские рамки – не единственная проблема Трелони. Отсутствие социальной адаптированности, неумение чувствовать задачи, проблемы и заботы окружающих при всей неизбежно наличествующей в Сибилле Нептунианской эмпатии, неспособность разрулить отношения с властями, даже когда это уже просто необходимо ситуативно (Амбридж) – все это указывает на негативное стояние Юпитера. При том, что Юпитер Трелони однозначно включен, и включен сильно – она амбициозна, любит напирать на свой род и его наследие, негатива от именно вышестоящих лиц уже категорически не выносит, тут же впадая в панику (при отрицательном Юпитере реакция не разделялась бы в зависимости от социального статуса нападающего).
Типичный пример сильной, но негативно проявляемой планеты.
Нептун плюс Юпитер минус Меркурий – это снова Рыба.
2. Размышления на тему
Не вызывает сомнений факт, что Трелони действительно обладает способностью к прорицанию – в каноне наличествуют как минимум два произнесенных ею пророчества, причем как минимум одно из них – сделанное при Гарри перед побегом Питера – совершенно точно сбылось.
Примечательно, что Сибилла не помнит слов, которые говорит во время транса, как и вообще не помнит, что говорила хоть что-либо. С одной стороны, это только подтверждает силу включенности ее Нептуна – нужно иметь ну очень раскачанную высшую планету, чтобы напрямую являться проводником ее энергий. С другой стороны – это же указывает и на то, что сила здесь перевешивает и готовность, и желание эту самую силу принимать. Любая пифия вещает куда спокойнее, и мозги у нее при этом не отключаются – пусть и, естественно, не влияют на происходящее в момент транса.
Трелони выворачивается наизнанку все шесть описанных лет, пытаясь доказать, что действительно обладает хоть какой-то разновидностью дара предвидения – что, кстати, тоже подтверждает сложность стояния ее Юпитера. При нормальном, адекватном развитии этой планеты тот факт, насколько социум принимает или отвергает Сибиллу в качестве пророчицы, ей был бы глубочайше до факела. Нептун подобного размаха в любом случае подразумевает отрыв от социальных стандартов – невозможно иметь столь сильную связь с тонким миром, что аж время от времени схватывать оттуда потоки информации, и при этом вписываться в мир людей. Но и, имея эту самую связь, не совсем последовательно продолжать на людей оглядываться.
Проработка Юпитера дала бы Трелони хоть какую-то широту взглядов и некоторый пофигизм души в вопросах взаимоотношений с окружающим миром – но проработать Юпитер по определению невозможно, если живешь, запершись в башне и избегая даже коллег. Это – планета социума, и в одиночку она в принципе не прорабатывается. И поэтому по каждой провокации – а то и в ее отсутствие, просто так – Сибилла срывается на доказательства.
Доказательства же – это недоступная ей Меркурианская сфера, противоречащая энергетике Нептуна. Грубо говоря, давя на Нептунианца логикой и требуя от него подтверждения наличия связи с потусторонними энергиями, можно добиться только того, что связь неминуемо начнет истончаться – а сам проводник, который в любом случае ощутит это первым, впадет в панику.
Поведение Трелони в пятой книге очень типично для Нептунианки в ее ситуации. Она на самом деле не способна адекватно играть на Меркурианском поле доказательств и слов – и она действительно все сильнее пугается, чувствуя, как под давлением вышестоящего лица (все тот же непроработанный Юпитер) постепенно уходит и единственная доступная ей сила Нептуна. Резко увеличившийся темп и без того набирающего обороты женского алкоголизма тому ярчайшее доказательство – именно потому, повторюсь, что алкоголь и наркотики являются одним из немногих доступных человеку способов перекинуть мостик в тонкие слои мира. Вот только мостик ведет уже не совсем туда, да и бродит по нему не совсем то, что ожидалось.
Обычно люди с выключенным, слабым или отсутствующим Нептуном, «принимая на грудь», от реальности толком не отрываются – всего лишь начинают видеть вместо нее иллюзию, то самозабвенно пряча под ее светом собственные ошибки, то разглядывая преувеличенно выпятившиеся чужие. Да, иногда при этом иллюзорное зрелище оказывается настолько приятней реального, что человек постепенно приобретает привычку «заливать глаза» и под это дело заглядывать на себя и окружающих с более привлекательной для него стороны все чаще и чаще. Это – бытовое пьянство, к описываемой ситуации отношения не имеющее.
Алкоголизм Нептунианцев – процесс совершенно иной, и имеет другие последствия. Наличие выраженной линии Нептуна – уже само по себе мостик в потусторонние слои мира, и главная его особенность в том, что проход открывается дискретно и только с одной стороны. И эта сторона – не рядом с человеком.
То есть, сам Нептунианец уровня действующего пророка не контролирует собственные пророчества – ни их суть, ни время наступления – никоим образом. Частота включения связи с уровнем также не связана и зависеть от человека не может – из двух совершенно одинаковых по степени проявленности Нептуна пророков один может выдавать «сообщения сверху» трижды в день после еды, а второй – один раз за все годы своего сознательного существования. А вот жизнь, оторванную от социальных стандартов, неспособность вписаться в человеческое общество и, по сути, фатальное одиночество на полную катушку получат оба.
Правда, в случае хотя бы минимальной проработки Юпитера им будет на это глубоко положить. Но Трелони явно не относится к числу существ, склонных заниматься своими проблемами и время от времени для разнообразия делать попытки их еще и решать. Она предпочитает бегство.
Бегство – и все те же доказательства, то социуму, то самой себе, что действительно является пророком. И то, и другое выливается опять же в пресловутый алкоголизм.
Человеческая психика, как уже говорилось в разборах выше, не предназначена для адекватного функционирования на энергетике высших планет. Полноценно включившийся Уран, Нептун или Плутон изначально отрывает человека от реальности – можно сказать, просто отшвыривает напрочь, каждый в свою сторону и для своей цели. Бегать от того, чем являешься и для чего родился – с точки зрения астрологии процесс мало того что бессмысленный, так еще и губительный, калечащий и личность, и путь ее развития. Плюс – еще есть такой момент, как зависимость цены ошибки от уровня развития, из серии «кому больше дано, с того больше и спросится».
Трелони дано очень многое – Нептунианцев в мире достаточно, а пророков все равно единицы, да и то – большинство из них лишь пыжатся изображать то, чем по факту совсем не являются. Все, что по большому счету требуется от Сибиллы – это принять собственный Нептун, то есть связь с тонким миром, и перестать его так бояться.
Тот факт, что она боится, несомненен. Прыгая через голову в попытках доказать, что она на самом деле в прорицании профи и владеет этим искусством отменно (тут можно вспомнить ее поведение на первом уроке у Гарри или реакцию на уход Гермионы) профессор Трелони все равно в упор не желает признавать того факта, что тонкий мир уже давно вцепился в нее всеми ложноножками и способен проникнуть в ее странную голову в любую секунду.
Запивая хересом вечера, она, как любой алкоголик, пытается затереть иллюзией малоприятную реальность, причем сразу с двух сторон – и отмахнуться от того, что у нее бывают пугающие видения, а на мир смотреть, «как люди», не получается, и от того, что она не уверена в себе, как в прорицателе. Вообще, сложная жизнь у женщины – не так-то просто годами отрицать и собственную сущность, и свою в ней же неуверенность. Искренне хотеть и быть «качественным пророком», и не быть пророком вообще – и все это одновременно. От такого даже с нормальной головой можно крышей подвинуться, что уж говорить о голове Нептунианки Трелони.
Кстати, именно хересом она – в том числе – свою ценность, как пророчицы, всю дорогу медленно и последовательно губит. Нептун передает информацию из тонкого мира не обязательно в прямом словесном виде – нередко это образы, ощущения или сумбурные откровения, окончательную форму которым уже потом придает сам подвешенный на контакт человек. Среди Нептунианцев немало людей искусства, пытающихся выразить полученную информацию музыкой, стихами, картинами или игрой на сцене – и именно поэтому среди всех этих «шоуменов» так распространен алкоголизм или наркомания. Ускользающее чувство потенциальной потери контакта пугает, жизнь в социуме сложна и почти всегда сопряжена с трудностями – и человек раз за разом создает себе транс искусственно, пытаясь вытянуть оттуда еще капельку «вдохновения» (хотя это вовсе не оно) или убежать таким образом от проблем грубой реальности.
Почти всегда итогом становится либо некролог в газете, повествующий о самоубийстве очередной «звезды» – либо клиника для наркоманов после неудачной попытки окончательно шагнуть в тонкий мир. После клиники контакт восстанавливается всегда – мощно стоящий Нептун не загробишь даже прямыми попытками разорвать связь с высокими слоями тонкого мира, свалившись в низшие (а алкоголь и наркотики делают именно это) – но почти никогда не восстанавливается способность придавать откровениям понятную социуму форму. Исключения, когда они вдруг случаются, вызывают желание снять перед ними шляпу – настолько велики сложности, с которыми сопряжен возврат на исходную точку.
И именно поэтому Трелони – один из наиболее жалких персонажей канона при всем ее огромном потенциале. Или, может быть, как раз в связи с наличием потенциала. Отрицание обеих включенных планет (Юпитера и Нептуна), отрицание и нежелание заниматься проработкой негативно стоящего Меркурия, плюс отрицание, что называется, самого факта отрицания. Поневоле сопьешься.
@темы: портрет персонажа, книги, гп